Хрещення Господнє — свято Богоявлення

19 січня 2018 року, в день свята Хрещення Господа Бога і Спаса нашого Ісуса Христа, віце-ректор Полтавської місіонерської духовної семінарії УПЦ Преосвященніший єпископ Новосанжарський Веніамін звершив Божественну літургію у Свято-Миколаївському соборі Архієрейського подвор'я міста Горішні Плавні. Його Преосвященству співслужив ключар протоієрей Георгій Граб, викладачі семінарії у священному сані та клірики собору.

Після читання Святого Євангелія архіпастир звернувся до вірян зі словом проповіді.

«Дорогие братья и сестры, Вы замечали, что в житиях святых героям и антигероям уже сразу дается нравственная и религиозная оценка: жертвенный исповедник-мученик – властолюбивый и нечестивый гонитель-чиновник, смиренный и целомудренный отшельник – сластолюбивый и похотливый искуситель-сибарит. В то время как духовная и интеллектуальная книжная основа жизни христиан – Евангелие, не дает таких описательных цветных оценок. Там просто Понтий Пилат, просто Ирод, просто фарисеи. И хотя их поступки и описаны, никаких раскрашивающих их четких прилагательных нет. Евангелие настолько глубоко верно, кристально чисто и лаконично, что текст как будто разворачивается перед нами и мы дописываем всю картину красками жизни и диалектического опыта. Без этого способа, мы не сможем понять и пережить и сегодняшнего праздника. Прошлые года я акцентировал ваше внимание на догматическом и историческом значении Богоявления при Иордане, упрощая его для понимания, а сегодня мне хочется приоткрыть вам диалог Иоанна Предтечи и Господа, который и сегодня является не статическим событием прошлого, а понуждает нас к самому активному действию. Кроме интеллектуальной оценки религиозно-верного и неверного, которая могла быть привита Иоанну в ессейской общине, где скорее всего он и воспитывался, после смерти своих престарелых родителей, он обладал и духовной интуицией. Она была дана сыну Захарии и Елисаветы не просто так, а заслужена им в кропотливой аскетической борьбе, в систематическом ответе: «Да!» Господу. И если приходившим к нему фарисеям, воинам он знал что сказать, поскольку чувствовал, чем наполнены их сердца и разум, то в случае с Иисусом из Назарета, он был лишен интуитивной идентификации. Стоявший перед ним Человек был пуст в смысле субъекта для наставлений, но в то же время наполнен неведомым Иоанну Светом и Смыслом. И он честно, скорее всего не во всеуслышание, а взяв Христа за локоть, придвинув к себе или приблизившись к Нему, смотря прямо в глаза сказал тихим, но уверенным голосом: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14). На что Господь отвечает ему: «Пока ты просто не сможешь понять того, что происходит. Этим мы исполним то, что хочет от нас Бог». И Иоанн соглашается. Загадка! Евангелие казалось бы сплошная разгадка, ключ к Ветхому Завету, а тут как будто закрыто для нас. Да что для нас?! Закрыто для того, кто назван позже самым великим из людей рожденных женщинами! Но как помним, Иоанн был последним ветхозаветным и первым новозаветным пророком и святым. Он застал обе эпохи, цельный смысл которых понять и вынести было сложно земному человеку. Для ветхозаветного подвижника святость заключалась в строгом исполнении внешнего закона и возможности этим систематическим поливанием души, хотя бы получить первые ростки рассады неприказной нравственности и любви. В ветхозаветную эпоху человек обращал все мольбы к Небу и безальтернативно осознавал, что только Оно сможет изменить его жизнь к лучшему. Правда, мы с вами чем то похожи часто на ветхозаветных людей? Просим о смирении, целомудрии, нестяжательности, терпении, негневливости, и ждем, что каким-то чудным образом источники этих добродетелей появятся в нас и вокруг нас. Но помните, что происходит? Бог сразу посылает нам человека, который утраивает наше желание возгордиться, или почувствовать силу своего пола, или собрать побольше на «черный день». Или же наоборот, посылает того, кто является мега-примером добродетели, и мы так остервенело начинаем завидовать, что в этой агонии пытаемся утопить невольно обличающего наши пороки святого человека. Так вот у Иордана Бог нам дал важный аспект нашей жизни, один из ключевых: Он признался, что не будет чудеснейшим способом менять нашу жизнь путем пластической хирургии характера, сердца, ума, души. Он пошлет нам человека. Он все будет делать через человека! И Иоанн Предтеча, который крестил Его в Иордане, был Его человеком!

Дорогие мои, повернитесь в сторону, посмотрите на соседа; возможно на того, кто вам иногда кажется раздражителем вашей «буддовости» в нашем храме. А еще посмотрите позже на тех несколько десятков, которые непосредственно помешают вам поставить или взять быстро сосуд с только что освященной водой. Они сегодня не случайно с вами. Они повторяют иорданскую историю. Может примитивно, может заземленно, но это так…

Бог сегодня подарил нам великую надежду и засвидетельствовал: «Я не хочу, и, по любви не могу, делать на вашей земле добра без вас. Я могу его делать только посредством вас». Будьте сегодня проводниками Его любви для ближних; скажите сегодня спасибо Премудрому Отцу, Его Сыну и Святому Духу, что Они, именно так социально устроили наше совершенствование и спасение…» – зауважив архіпастир.

За богослужінням була піднесена сугуба молитва за мир в Україні.

Після відпусту Владика Веніамін привітав усіх зі свтом та благословив кожного.

По завершенні Божественної літургії зі Свято-Миколаївського собору прочани з хоругвами та іконами здійснили Хресний хід до річки Дніпро. Чин Великого освячення води, на березі річки, звершив Преосвященніший єпископ Новосанжарський Веніамін у співслужінні духовенства міста.

За богослужінням співав чоловічий хор Полтавської місіонерської духовної семінарії, під керівництвом викладача Мартинюка Н.В.

До всіх присутніх із совами проповіді звернувся благочинний Горішньоплавнівського благочиння, духівник семінарії протоієрей Георгій Граб, після чого священнослужителі окропили освяченою водою людей, які прийшли в цей святковий день розділити радість спільної молитви.

Також у цей день священнослужителі звершили освячення води у міській лікарні, територіальному центрі соціального обслуговування «Калина», центрі соціальної підтримки дітей та сімей «Надія», ТРК "ГОК" та інших установах міста.

19 января 2018979

Календарь новостей

ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
<декабрьфевраль>

Фотоархив

Объявления

Розпочинають свою роботу дитячі православні табори відпочинку Полтавської єпархії «ОРЛЯТКО» та «ПСЬОЛ»
01 июня 2017, 17:35
Повідомлення! Змінено офіційну електронну поштову адресу ПМДС
29 мая 2017, 15:02
До уваги випускників вищих духовних навчальних закладів! (Щодо державного визнання документів про вищу духовну освіту, наукові
28 мая 2017, 15:02
Иконописная мастерская при Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии выполняет работы
01 апреля 2015, 10:01
Синодальний відділ релігійної освіти, катехізації та місіонерства інформує
04 сентября 2012, 16:20

Ссылки