В первые времена христианства Таинство Евхаристии совершалось не во время дневного богослужения, а отдельно, и - в подражание тайной вечери Иисуса Христа - вечером и соединялось с общей вечерей (ужином). Таким образом, подобные собрания христиан представляли двоякое общение: с Господом и братское друг с другом. Каждый из участников приносил пищу с собой. Cначала Агапы были выражением настроения первенствующих христиан, живших в ожидании близкого пришествия Христа. Это настроение создавало «у множества верующих одно сердце и одну душу» (Деян. 4:32). Однако постепенно настроение христиан изменялось, стали появляться нестроения. Эти беспорядки, постоянно усиливаясь, повели к постепенному отделению агап от Евхаристии. И хотя Лаодикийский собор 363 г. постановил: «не должно в местах Господних или в церквах устраивать так называемые Агапы» - следы их влияния сохранились и в современной литургии (молитва «о плодоносящих»), в благословении хлебов, в обычае пасхального артоса, поминальных трапез и пр.
В нашей Семинарии сама идея так называемых агап появилась, как и все новое в Православии, в ответ на запросы времени. На библейских уроках при семинарском храме преподобного Нестора Летописца большую часть времени приходилось тратить на вопросы прихожан, не касавшихся тем Священного Писания. В этом руководитель библейских уроков епископ Вениамин (Погребной) увидел спрос на общение между братьями и сестрами прихода. В это же время ему попались в руки воспоминания архимандрита Аввакума (Давиденко) об общих собраниях православных христиан в сельских домах во времена гонений на Церковь со стороны Советской власти; о том, что многих это простое человеческое общение привело и сохранило во Христе. Чтобы избежать ошибок прошлого, общим решением прихода было решено собираться один раз в месяц (1, 2, 4 воскресенье - Библейские занятия, 3 - Агапы), сразу после благодарственных молитв по Святом Причащении Христовых Таин. Прихожане приносили все необходимое к чаю, семинаристы обеспечивали столы и стулья. С первых же Агап люди почувствовали симфонию древних христианских вечерей. Оказалось, что многие знали друг друга в лицо, знали, что они прихожане одной Церкви, но им практически не были ведомы интересы и проблемы друг друга. Сейчас уже и сестры, и братья приходят с устными и письменными вопросами, с книгами и журналами, которые вызвали у них интерес, с идеями которыми они хотели бы поделиться.