30 мая 1999 г. состоялся первый выпуск Духовного училища. За все время возобновления работы Полтавской Духовной школы я не помню такого различного по возрасту и единого по духу курса. Огонь, загоревшийся в нас (и поверьте, что пишу я это не для красного слова) продолжает гореть и сейчас. Иногда, во время лекций студентам, кто-то поворачивается или задает вопрос так, как задавал твой одноклассник или одноклассница по училищу и приходят воспоминания. Смотрю в окно и говорю ребятам: «Это было время, когда я ложился спать и просыпался счастливым...». А сколько воспоминаний: встреча с православным этикетом: в течение первых месяцев, ежедневно видя отца Ректора (ныне владыку Ректора, архиепископа Полтавского) вместо того, чтобы брать благословение, я по-светски наклонял голову и здоровался словами: «Добрый день (вечер, утро)». Так было принято в том мире, откуда я пришел. Отец архимандрит спокойно отвечал мне тем же. Только на третьем месяце я узнал, что церковный этикет предписывает семинаристу брать благословение. Осознав и подойдя в очередной раз, я попросил благословение, на что будущий владыка, вздохнув и улыбнувшись, сказал: «Ну, наконец-то!». Вроде ничего особенного, но за этим было то, что необходимо иметь каждому педагогу - терпение. Помнил, помню и буду помнить всегда: чтение по вечерам нам в классе отцом Георгием Грабом, духовником училища, главы «Великий инквизитор» из «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского; первое осмысление с нашим духовником появившегося тогда кинобестселлера «Титаник», выделение в нем эсхатологического момента (может быть, этот факт и дал нам заряд в осмыслении современной кинематографии); споры с отцом Евгением Паламарем, что «философия все же служанка богословия» и учить катехизис и догматическое богословие по В.Н.Лосскому на 1-м курсе невозможно (мы, сообща, искали контраргументы и представляли их отцу Евгению), но потом, когда-то, осенило, и я, смеясь над собой, вспоминал Платона, который, увидев «Неописуемое», простоял несколько дней на одном месте в созерцании.
Привыкнув к слогу и пропустив через себя то, что говорил Владимир Николаевич на своих лекциях студентам Парижского богословского института, мы, чтецы Лосского, пребывали под большим впечатлением; доброе отношение и даже более, несмотря на возраст, братское и отеческое, нашего первого Секретаря Совета Константина Петровича Маслова. Он впервые вывел нас на берег Днепра всем классом, показав, что православные радуются жизни по-христиански и приветствуют её. Может быть, если бы не он, тетива из известной истории со св. Антонием Великим могла лопнуть. До сегодняшнего дня каждый год рассказывается история, некогда поведанная нам Константином Петровичем (ныне уже отцом Константином). История об убегающем времени в семинариях. Первый год просто учишься, и юность берет свое, хочется походить, посмотреть - впереди еще три года; второй год по инерции, а на третьем окунувшись в библиотеку, начинаешь думать: «Да я же не успею прочитать столько полезного и интересного. Где же я был эти два года?» И, как поведал нам отец Константин, он со своими товарищами-одноклассниками оставшееся время переписывали и читали все важное и интересное, что им попадалось в библиотеке.
Многое помнится, но, главное, что каждый из нас и все мы вместе были первым выпуском, и в том наше студенческое счастье, а, ведь, счастье и состоит в том, чтобы быть с-частью кого-то...
Господь наш Иисус Христос призывает к себе всех без исключения. Однако от нас самих зависит, услышим ли мы этот призыв или в суете нашего земного бытия оставим его незамеченным. Одни, изначально родившись в церковной среде, покидают ее, другие, вначале далекие от Бога, впоследствии становятся верующими. Воистину пути Господни неисповедимы. Родившись в малоцерковной среде, я уже в зрелом возрасте "нашел" Бога - после долгих исканий осознал полноту и красоту Православия. Затем обучение в мирском училище. После получения образования в светском учебном заведении, я был удивлен той обстановкой, которая царила здесь, в Духовной школе. Ежедневные утренние и вечерние молитвы, богослужения, послушания, особый распорядок дня подчеркивали исключительность духовного образовательного процесса - здесь готовят будущих пастырей Церкви. Будучи выпускником Духовного училища, хочется с благодарностью вспомнить всех тех, усилиями которых этот "вертоград духовный" посеян, возрос и сегодня приносит обильные плоды.
Выпускник богословского отделения, проректор по воспитательной работеПМДС протоиерей Ростислав Денисюк.
Оканчивая Духовную школу, тобой овладевают и радостные и грустные чувства. Радостные, наверное, потому, что ты здесь получил много знаний, которые сможешь использовать в дальнейшей жизни, конечно при условии постоянного усовершенствования. А грустные, потому что приобрел здесь много друзей, почувствовал радость от живого общения с преподавателями, и хотя тогда у нас их было не много, все они старались помочь нам, поделиться с нами своим опытом; так, что выйдя из стен Духовного училища, мы не оказывались потерянными в бушующем мире. Педагоги, как и сама школа, были молоды, но от этого они только сильней подвигали нас на пути к новому, непознанному. Общаясь между собой, мы приобретали опыт общения, корректируя свои привычки и навыки. Когда вспоминаешь время, проведенное в стенах училища, то никогда не всплывает ничего плохого, а поднимаются внутри добрые теплые чувства любви и благодарности. Спасибо!
Выпускница отделения регентов-псаломщиков Коробка Анна.
Выпуск 2001 г.
Наш третий выпуск для тогда еще Комсомольского духовного училища, не был каким-то особенным. Если смотреть с точки зрения грандиозности организованных проектов для училища, то все еще, или только начиналось (газета, библиотека) или только витало в воздухе в качестве идеи. Но если посмотреть, сколько принесено было пользы не в виде проектов, и разной деятельности, которую обычно показывают в отчетах для похвалы, а для душ тех студентов которые учились в 1999-2001 годах, что, безусловно, является первостепенной задачей духовного учебного заведения, и при этом, такая польза для души, очень редко бывает кем то замечена и оценена должным образом.
Стараниями таких преподавателей как Владимир Валентинович (теперь архимандрит Вениамин), прот. Игорь Старынин, Светлана Борисовна (теперь инокиня Сусанна), Александра Леонидовича, Сергея Николаевича, и многих других, сумевших под чутким руководством, тогда еще архимандрита Филиппа, зажечь в нас тот особый дух, который по замечанию отца Вениамина горит и до сих пор в сердцах студентов, а в среде выпускников нашего курса, без преувеличения этот дух горит и до сегодняшнего дня.
Особенно ясно это было видно, когда мы после училища шли продолжать свое обучение в семинарии, и не редко зажигали своим горением других, местных студентов. В 3-м классе Киевской духовной семинарии, это особое чувство братства выпускников нас всегда объединяло, и даже по-особому выделяло, среди других студентов, с положительной стороны. В КДС поступило наших аж 11 человекJ, тогда как из других училищ не более 2-3. Местные нас прозвали «комсомольцами»; мы, можно сказать и не сопротивлялись, а со временем, даже с особым чувством достоинства представлялись этим прозвищем. Ведь в мире кроме нас больше нет «православных комсомольцев»J. В общей массе наши «комсомольцы» чаще всего положительно отличались эрудицией, и текущими оценками. Старались держаться вместе, и даже организовали свою отдельную келию, в которой большинство состояло из наших «комсомольцев», к нам подселили еще пару человек, которые хоть и не являлись выпускниками нашего училища, но по духу были «комсомольцами». Когда им об этом говорили, их лица озарялись радостью от осознания причастности к чему-то редкому и доброму.
Новая келья не подвела, и самими преподавателями воспринималась как образцовая. Часто нас даже после отбоя не проверяли, таково было доверие. Именно нашими ребятами тогда были созданы наброски ролевой игры, в которой КДА и С представлялся Хогвардсом, Блаженнейший — Дамблдором, были и добряк Хагрид внушительных размеров и даже свой Косой Переулок. Был и свой Гарри Поттер в очках и Рон (правда только с одним братом) и даже блондин Малфой, тоже из числа наших студентов, также были расписаны и роли преподавателей. Интересно, что в некоторой степени преподаватель, которому приписывалась роль Снега, был не только внешне похож, но также к нему изменялось отношение студентов, очень напоминая судьбу этого героя в сериях книг Джоан Роулинг.
Несколько лет спустя, заканчивая уже академию, среди семинаристов встречались студенты, которые подходили и первыми с уважением пожимая руку, обращались ко мне и моим сокурсникам-комсомольцам по имени, мы их не могли вспомнить, но как выяснялось позже, это были наши «студенты-комсомольцы» учившиеся после нас, мы их уже не знали, но они откуда-то знали нас, и всегда нас приветствовали. Вот так этот особый дух духовного учебного заведения Полтавской епархии, и горит в наших сердцах, зажигая сердца других.
Священник Георгий Лобанов.
Выпуск 2003 г.
Выпускники 2003 г. были первыми, кто учился в Духовном училище г. Комсомольска три года. Переход на трехгодичную систему образования был связан с новыми идеями, проектами, планами. Как мне помнится, жизнь в училище бурлила, все были в трудах и поисках. Во главе училища стояли новоназначенный проректор отец Игорь Старынин, инспектор - педагог по призванию - диакон Александр Галака, а также молодые преподаватели Александр Леонидович Зуев, Владимир Валентинович Погребной и другие. Вспомнить, конечно же, можно многое, но хотелось бы сказать о самом важном....
Первое было связано с миссионерством. В том, что Семинария сейчас миссионерская, большая заслуга актива выпуска 2003 г. Все началось со студенческой идеи, которую поддержали преподаватели. После одного из Педсоветов в наш класс зашел преподаватель сектоведения Александр Леонидович и сказал, что ему поручили быть главой Миссионерского отдела. В тот же день он созвал всех желающих и назначил своих помощников: секретарем отдела - Елену Пономаренко, референтом по общественным связям - Сергея Мититюка, главой информационно-аналитического отдела - Ивана Новака и Виталия Сидоркина, издательского отдела - Александра Носенко, пресс-службы - Константина Максимова. И отдел заработал. Уже через пару недель студенты во главе с Александром Леонидовичем начали читать лекции о Православии в школах, удалось договориться о «сотрудничестве» с домом престарелых и детским домом (куда наши студенты ходили помогать), совершили первую поездку с хором студентов в Кременчугскую тюрьму для несовершеннолетних, а также отправили своих «разведчиков» в крупные молитвенные дома других христианских деноминаций города.
На следующем заседании отдела избрали себе небесного покровителя - равноапостольного Николая, просветителя Японии. И далее: Ректор Архиепископ Филипп - глава Синодального отдела миссионерства и катихизации УПЦ, потом Миссионерское Духовное училище УПЦ, Полтавская Миссионерская Духовная Семинария ..., а начиналось-то все с малого.
Как выпускник 2003 г. я помню наше отношение к богословию. О преп. Максиме Исповеднике, о тайне Богородицы, о браке или монашестве тогда говорили везде: в классах, в кельях, в коридорах училища, на улице и т. д. Для многих это стало жизненно важным. Хотели посвятить свою жизнь богословию. Тут было много романтики, но уже само усердие студентов может вызвать похвалу. Припоминается и запал отца Игоря Старынина как преподавателя догматики. Выпускникам 2003 г. удалось встретиться с многими интересными людьми: в 2002 г. в Комсомольск приезжал диакон Андрей Кураев, в 2003 г. училище посетил предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир, во время учебы некоторым из нас удалось увидеться и пообщаться с такими богословами как епископ Илларион Алфеев, Никита Струве, Николай Лосский, Сергей Аверинцев, Александр Дворкин и другие.
Нельзя обойти стороной и факт создания студентами фильма о Духовном училище. Чтобы оставить о себе память, мы решили снять о нашей alma matter художественный фильм. Написав сценарий и пригласив опытного работника телевидения Сергея Белецкого, в феврале 2003 г. мы начали первые съемки. Фильм был по большей части юмористическим. Студенты играли преподавателей, но сами сцены были очень близкими к тому, чтобы быть правдой. Фильм назвали «Закалка сердец» и на выпускном вечере в присутствии Ректора архиепископа Филиппа была его презентация. Хотелось бы сказать, что благодаря этому фильму, мы очень сплотились, стали ближе друг к другу или, просто сказать, подружились. Общее благое дело - это всегда хорошо, ведь не зря и сама литургия переводится на русский язык как «общее дело»...
Выпускник богословско-миссионерского отделения, заведующий богословско-миссионерским отделением ПМДС протоиерей Александр Носенко.
Выпуск 2004 г.
Первый год нашей учебы характеризовался немного раздельной жизнью нашего класса - курс был большой и всем жить в одной келье было невозможно. Большая часть ребят обитала в ближней (к классу) келье (получившей название «Ближние пещеры»), а меньшая в дальней (соответственно «Дальние пещеры»), находившейся в другом крыле училища. И весь этот первый год, две кельи жили как бы своей, независимой друг от друга жизнью. Но постепенно курс становился все меньше и меньше, так что вскоре все вместились в одном помещении, и зажили душа в душу. Первый кто сейчас вспоминается - наш староста Сергей Мельник. У него было тогда два увлечения - резьба по дереву и философия. И та и другая были довольно опасны. Из-за резьбы по дереву его кровать могла быть просто смертельной, ввиду обилия на ней разного рода скальпелей и резцов. Брат, случайно на нее присевший, очень рисковал. Из-за второй страсти, философии, Сергея иногда даже ругали - часовые зачитывания Боэция подталкивали к такому желанию многих. Но более всего он запомнился другим. Все три года, изо дня в день, он вскакивал с постели в 7-30, будил всю братию криком: «Песне время, молитве час, Господи Иисусе Христе, помилуй нас». Все невольно просыпались, а Сергей, как ни в чем не бывало, запрыгивал в свою кровать, и досыпал дальше. Еще вспоминается Славик Криворотько - «совесть кельи». Одно время у нас была традиция чтения на сон грядущим кафизмы. Славик становился со свечкой у аналоя, посреди кельи, и читал братии псалмы. Все сразу затихали, слушали, а потом и засыпали. Позже, «совесть кельи» ударилась в литургические реформы и псалтырь вместо церковнославянского стала читаться на русском языке. Это вызвало возмущение консервативно настроенной части кельи, и во избежание конфликтов чтение быстро свернули. Еще вспоминается Юра Тютюнник; вспоминается своим добрым полтавским юмором и фразами, каждая из которых была бриллиантом. Да и много кто вспоминается. И Сергей Трифонов своей житейской рассудительностью, и Саша Худяков своей невозмутимой мудростью, и Дима Гнилосир (ныне иерей Димитрий) своей эрудированностью и оптимистичностью. Вспоминаются общие Причастия, когда ко Святому Телу и Крови Христовым приобщались всей Духовной школой. Вспоминаются наши веселые праздники и не менее радостные будни. Из преподавателей больше всего запомнился отец Евгений Паламарь. Он нас шокировал своим умением читать лекции без всяких бумажек. Один раз мы попросили его остаться после обеда и рассказать нам что-нибудь интересное из философии. Тогда он весь вечер в Актовом зале говорил о неоплатонизме. Тема вроде бы абсолютно абстрактная, но все слушали на одном дыхании. На таком же одном дыхании пролетели и все три года обучения.
Выпускник богословско-миссионерского отделения, студент факультета библеистики Римского Урбанского университета Андрей Лебедев.
Выпуск 2005 г.
При поступлении в 2002 году нас было тридцать четыре человека, а когда выпускались, осталось двадцать, вместе с Яной. С того самого года на богословско-миссионерское отделение стали впервые брать девушек.
Наши преподаватели говорили, что у каждого класса есть своё лицо. Вот приблизительный фоторобот нашего класса (очень приблизительно). Лицо нашего класса всегда улыбалось. Эта улыбка не исчезала, даже когда лицо пыталось плакать. Улыбку звали Вова Филенко. Перед его Полтавским колоритным сатиро-юмористическим настроением падали стены любой преподавательской строгости. Но он этим не злоупотреблял. Даже старостой класса его выбрали безапелляционно.
Одним из самых ярких представителей общественной совести был Ваня Лысак. Подобающе совести он никогда не опаздывал на молитву, трапезу, послушания...Он так торопился всюду успеть вовремя, что даже поступил раньше всех в училище и был самым младшим в классе. Ваня просыпался за час до подъёма и монотонно шаркал по комнате, пока у кого-то разбуженного не сдавали нервы. Тогда Иван под крики, обиженно выходил... А на следующее утро начиналось то же.
Наше «лицо» имело собственное обаяние. Воплощением нашего обаяния был Толик Черногор. Многие запомнили его настырность в чтении конспектов. Он читал всё свободное от пения время, а всю свою короткую ночь спал на конспекте. Нет, суеверным Толя не был. Просто так легче - проснувшись, сразу укусить гранит науки уже натренированными зубами. Так же он относился и к пению. Часто с друзьями хористами Анатолий стоял у фортепиано разучивая очередную партитуру, а вся не очень поющая часть класса... сидела с "безразличными лицами". Однажды ночью не поющие даже вынесли фортепиано из класса...
Под лицом всегда скрыт мозг. Нашим мозгом был Стас. Он редко получал не пять, и стал самым красным дипломником нашего курса. По ночам он спал с берушами в ушах и учил нас разводить молочные бактерии. Его никто не мог обогнать в интеллектуальном развитии, потому что он никогда не стремился быть первым. Круг его интересов был непредсказуемым. Богословская беседа всегда могла плавно перейти в мысли о служебном собаководстве, восточных единоборствах, готической культуре и опять к богословию. Он всегда был немного молчалив и от того скрывался за лицом в целом, как и подобает мозгу.
Лицо имеет маски в лучших традициях античного театра. Маска трагедии был Вова Чепурной. Он пришел к нам прямо из баптизма. Воцерковление началось в среде нашего класса. Он по доброму мучил Анатолия Александровича Боярчука и они часами, сидя в классе после отбоя разбирали, как же понимают благодать Святого Духа католики, протестанты и православные. По характеру Вова был героем Достоевского.
Маской комедии был Рома Аксёнов. Он обладал звонким музыкальным смехом и отсутствием музыкального слуха. Поэтому когда Рома пел, аудитория делилась на две части. Одни хохотали, другие умоляли замолчать. Рома ни на кого не обращал внимания и пел дальше, с видом полного осознания того ,что мир не дорос до этой гениальности. Его очень любили повара, которых Рома неустанно благодарил после каждого приёма пищи. Так как он был из Белгорода, мы часто рассказывали ему анекдоты о «русско-украинских» отношениях. Всё остальное Рому веселило, так что он смеялся своим звонким смехом. Многих можно вписать в этот портрет.
Многое что произошло с нами, изменило нас навсегда. Некоторые люди стали мне очень близкими. Когда чужие становятся своими - это и есть чудо.
После выпускного мы усаживали друг друга в автобусы, рыдали, обещали звонить, писать и ездить друг к другу на свадьбы... С немногими ребятами мы видимся несколько раз в год, с некоторыми говорим по телефону, а некоторых я не видел после выпуска ни разу. Продолжаем учиться...
Выпуск Миссионерского училища 2006 года. Живой не то слово. Они и активные приверженцы участия команды МДУ в городском футбольном чемпионате 2005 г., и любители студенческих концертов, и просто честные ребята. Уроки проходили не в простых спорах и дискуссиях, а в тех, что рождали истину. Игумения Леснинского монастыря Екатерина (графиня Ефимовская) говорила: «Надо не только спасаться от мира, но и спасать мир». Это в них было. Но и незатейливой детской хитрости в них было хоть отбавляй. Зададут вопрос и ждут, что ответ может быть только один и в их пользу. Подумаешь и дашь им неожиданный ответ. Задумаются, улыбнутся, продолжается урок.
Выпускник богословско-миссионерского отделенияпротоиерей Василий Бабич.
Выпуск 2007 г.
Миссионерское Духовное училище, а позже Семинария.... Только хорошие воспоминания связаны у меня с этими словами, с этими очагами духовности и богословской науки.
Наш курс, наверное, был самым большим за историю Семинарии (училища) - 40 человек, ну и, разумеется, что весь он не мог поместиться в одной келье, так что обитали мы в разных кельях, большая часть на первом, а меньшая часть, в которую попал и я - на втором этаже. Так как училище наше было Миссионерским, то училось с нами и 3 сестры, но до выпускного дня оставалась с нами одна единственная, наша помощница по изучению конспектов и подготовке к зачетам, Катя Марченко. Как сейчас помню, около десяти семинаристов, и Катя, объясняющая нам непонятные вопросы Священного Писания или богословия.
Помнится, наш курс кто-то называл способным к пониманию наук, думаю, с этим можно согласиться, но в то же время он был и очень проблематичным. До сих пор сложно понять, как решились преподаватели оставить нас еще на один год. Но хотя он и был курсом, представители которого часто посещали заседания инспекторской службы (бывало так, что и всей кельей), но был он и дружным, сплоченным, о чем я могу судить по жизни нашей кельи. Нас было около десяти человек, но к нам постоянно добавляли на проживание, то студентов старших, то младших курсов. Можно вполне сказать, что жили мы коммуной, в том смысле, что у нас было все общее. Мы никогда, не жили сами для себя, мы как бы составляли один организм, и проблемы кого-то, являлись общими проблемами, и быстро устранялись. Если нужно было что-то учить, или готовиться к зачетам, в кельи воцарялась тишина, но если учить ничего не надо было, то и близлежащая келья, теряла эту возможность. Такая была наша келья - дружная и чуть-чуть шумная, этот режим мы перенесли и в нижнюю келью, когда перешли на 4-й курс, уже семинаристами.
Наш курс пережил много событий и учебных реформ, о которых хочется вспомнить. Во-первых, мы были последним выпуском училища, и большинство из нас стало первым выпуском возобновленной Полтавской, но уже Миссионерской Семинарии, под главенством Владыки Ректора. Мы стали свидетелями становления наших преподавателей священнослужителями, а одного из них и монашествующим. Это: диакон Сергий Лисовский (преподаватель Церковного Устава на 4-м курсе), иерей Анатолий Боярчук (его уроки по Нравственному Богословию, навсегда останутся в наших сердцах), иерей Сергий Яблуновский (с которым мы начали погружаться в древнюю историю мира, а окончили ознакомлением с католическим учением), иерей Александр Носенко (его конспекты по Литургике, я очень часто перелистываю), иерей Ростислав Денисюк (его лекции по трагической истории нашей Церкви, заставляют задуматься о многом), архимандрит Филарет (Зверев), (наш проректор по научной роботе, и преподаватель пастырских дисциплин, лекции которого, заставляют переосмысливать свои поступки). Навсегда останутся в нашей памяти и лекции преподавателя, становления которого мы не увидели, но он стал священнослужителем, перед нашим поступлением, это наш первый проректор протоиерей Владимир Погребной. Его лекции по Священному Писанию являются кладезем в изучении Библии, благодаря его заботам, мы всегда были в курсе всех новостей, как церковных, так и политических, а это для будущих миссионеров очень важно, знакомились мы и с новинками кинематографии, несущими определенный смысл. Мы были испытателями и семинарских реформ: дипломных работ и иностранных языков.
Очень многое можно говорить о нашей Семинарии, скажу еще одно, чем она является для меня. Она глубоко повлияла на мой характер, да что там говорить, на всю мою жизнь. Она научила меня быть более самостоятельным, научила видеть во всем, что с нами происходит, Божий промысел, научила любить богослужение, дала знания. Здесь я нашел хороших друзей и добрых, отзывчивых, могущих прийти на помощь в трудную минуту преподавателей. Годы, проведенные в этих стенах - это лучшие годы.
Выпуск 2008 г. - первый выпуск Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии
Выпуск 2009 г. - десятый юбилейный выпуск Полтавской Миссионерской Духовной Семинарии
Документи до семінарії ми приїхали подавати з бабусею, десь на початку липня... Через півтора місяці вже чекали вступні іспити! Думки кружляли: «Буду навчатися в семінарії, чи не буду? Вдасться гарно скласти іспити, чи ні?..»
25-те серпня настало! Тривога... Вже склав іспити, але ще не знаю як добре! Ось, читають список абітурієнтів, котрі щойно стали студентами Полтавської Місіонерської Духовної семінарії (тоді ще училища). Серед них був я. Так розпочалося моє життя в семінарії!
Навчання ніколи не сіріло одноманітністю! Не просто з'явилося багато друзів, а всі між собою стали друзями. При спогаді про старшокурсників, хочеться їм вклонитися, бо вони своїм прикладом багато вклали добра у душі своїх молодших братиків, тобто нас!
Щоденний розклад сам говорив про себе, казав: «Без мене жити складно». Так й було, все дійсно дуже чітко сформовано. Приносило радість, звичайно ж і те, що він залишав достатньо часу для відпочинку))). Богослужіння підносили душу, й допомагали їй «отложить попечение». Коли бував на Богослужінні більше, ніж два рази на тиждень, тоді справді відчував, що все «попечение» - це другорядна справа. Дуже зближувало і поєднувало всіх нас загальне Причастя. Це хотілось би описати, але це неможливо (кажу щиро!). Дуже багато було Богослужбової практики, що власне і дало змогу покласти церковний устав на «скрижалі» свого серця.
Пам'ятається мені, що через деякий час прийшло ще глибше переосмислення мого перебування в стінах семінарії... Це трапилось після чергового від'їзду додому. Вертаюсь в ПМДС, і землю цілувати хочеться... Відчув! Це - інший світ! Не тільки тому, що тут брати та сестри, не тільки тому, що тут батьки-викладачі, а тому що тут затишно і спокійно моїй душі, тут наша домівка - справжня християнська хатинка-світличка! Ураган тут проти неї безсилий! В ній - лише спокій та затишок.
Лекції проходили цікаво, потрібно було лише цим жити, перейматися. Подобались також лекції приїжджих лекторів, котрі приїжджали звідусіль: з Росії, Америки та власне з міст нашої держави. Все було - трудись та молись!
Дозвілля було різноманітне... Книжки, футбол (чемпіонати семінарії), шахи... Це до душі додавало ще трохи душевного! Чого в нас тільки не було: частенько ходили на природу, влаштовували бесіди за чаєм, святкували дні народження, дні небесних покровителів... Дуже вдячний своїм друзям та викладачам за підтримку!.. Вони завжди допомагали, коли мені були тяжко, завжди мене розуміли. Пам'ятається, як виходили з Дмитриком, Ростиславом, Миколаєм, Андрієм та Олексієм на барбекю - смажили сосиски. Деколи збиралися і всією групою. Це незабутньо!
Велика подяка семінарії за подаровані нею цікаві знайомства з цікавими людьми, з якими мав можливість познайомитись на конференціях у м. Києві. Дякую їй за досвід, який вона подарувала мені для спілкування з іновірними: що я мав змогу спілкуватися з баптистами (в Кременчузі) та католиками (в Італії). Всьому педколективу велика подяка та уклін.
Братикам семінаристам хочу побажати, щоб колір їхніх підрясників завжди нагадував нам та людям про покаяння, а щастя на лиці від нашого служіння Богові, нагадувало нам та людям, що Царство Боже вже прийшло в силі і є серед нас.
Сестрички, вам бажаю, щоб ваші піснеспіви, ікони та душі дітей, котрих ви будете виховувати, завжди проповідували: «Христос Воскрес!» і щоб труди ваші, променіли щастям та радістю.
Многая всім літа!
Випускник богословсько-місіонерського відділення, завідуючий канцелярією ПМДС протоєрей Микола Попльонтаний.
Выпуск 2010 г.
Выпуск 2011 г.
Большое видится на расстоянии, а воспоминания пишутся сквозь призму времени. С тех пор, как я закончил Полтавскую Миссионерскую Духовную Семинарию, минуло два года. И размеренная, полноводная, напоминающая воды Нила семинарская жизнь сузилась до размеров небольшой, но стремительной горной реки.
Первый год по окончании семинарии связал меня с Киевской Духовной Академией, а второй – с Румынией. Эти два года привнесли многое: от приобретения новых навыков, опыта и знакомств до расширения кругозора и мировосприятия в целом. Все познается в сравнении.
Что означает для меня Полтавская Семинария – это развитие, личный пример, дружба и будущее. Это своего рода краеугольные камни, на которых зиждется моя радость о проведенных годах в стенах Alma Mater.
Итак, начну, пожалуй, с развития. К моему стыду, в школе я не был прилежным учеником. Как плачет закат о рассвете, так плакали мои домашние задания обо мне. При таком раскладе вещей мое культурное и общее развитие, мягко говоря, не блистало. Но именно в семинарии открыл я для себя богатство классической литературы, затаенность стихотворений Франческа Петрарка и особый мир студенческого театра.
Как испаряется роса под палящим солнцем, так улетучивается всякое знание без его применения. А потому личный пример – это всегда важно. На особом месте стоит для меня дружба с ценителем литературы и кинематографа иеромонахом Иларионом Воскобойниковым, которого я встретил в семинарских стенах.
Заканчивая, хотелось бы сказать о будущем. Alma Mater дала мне возможность учиться за пределами Украины, в европейских странах. Особая благодарность ректору Митрополиту Филиппу, чьими стараниями и трудами было преобразовано Миссионерское Духовное Училище в Миссионерскую Духовную Семинарию. Сердечная благодарность проректору архимандриту Вениамину Погребному, усилиями которого налажена административная, культурная и духовная жизнь в семинарии. И низкий поклон всей преподавательской корпорации.
Выпускник богословско-миссионерского отделения Матвийченко Юрий. Сибиу (Румыния).
Выпуск 2012 г.
С Семинарии в моей жизни начались чудеса. Изначально был ненавязчивый совет мамы, что мол, ее дочь могла бы пойти учиться в Семинарию (естественно, он был мною отвергнут). Затем мне в руки попался лист из самой Семинарии с перечнем изучаемых предметов на богословском отделении. И я принялась за подготовку к экзаменам. Да, я мало, что поняла тогда, но все было так ново и интересно (особенно латынь и греческий - я со школы любила гуманитарные предметы)! Вот, казалось бы, по дивному стечению обстоятельств моя жизнь обрела устойчивое русло. Но, признаться, я теперь не верю в случайности.
Пришло время, подкрепленное внутренней потребностью, ответить на вопрос – что для меня Семинария, в которой прошло четыре года моей жизни?
Семинария для меня дом. Туда всегда хотелось приезжать после каникул, с каждым разом все больше, и сейчас хочется. Не понимаешь сначала, то ли это воздух особый, то ли дух, то ли люди. А потом перестаешь задаваться этим вопросом и просто испытываешь радость от приездов и встреч. К слову сказать, братско-сестринское родство после Семинарии становится самым что ни есть реальным! (С одной оговоркой - оно не препятствует вступлению в брак). И от этого по-другому смотришь на жизнь. И если смотреть по вертикали, то на жизненной прямой этому соответствует маленькая точка. Но нет же! В этом Настоящем рядом с тобой оказывается столько людей! А у них ведь тоже есть только это Мгновение. И вы оказались в нем вместе. Это стоит того, чтобы строить хорошие отношения!
Семинария для меня община. Я впервые здесь ощутила себя членом Церкви, частичкой ее Единого Тела. Тогда же родилось и понимание того, что в этом Теле мне отведено какое-то место, которое мне нужно занять, ибо оно мое. Иными словами, мне нужно стать собой, чтобы выполнить свое назначение.
Семинария для меня начало. Я понимаю под этим фундамент, на котором строится здание всей жизни. Он заложен основательно и крепко, благодаря искренней самоотверженности наших дорогих преподавателей. И я, конечно же, говорю не только об уроках. То, что кладется за основу, преподносится в храме на Литургии. К этому, прежде всего, старались нас приобщить, и как же хочется оправдать это великое доверие! И значит, есть большая надежда, что из любого мрака к нам пробьется луч этого Света и отделит нас от тьмы.
Выражаю сердечную благодарность каждому, кто имеет отношение к воспитанию в этом учебном заведении. Я всех помню и безмерно всех уважаю. Для меня очень многое связано со словом Семинария.
Выпускница богословско-миссионерского отделения, cтудентка филологического факультета
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета Кобилан Ксения.
Выпуск 2013 г.
Полтавская Миссионерская Духовная Семинария – не первое учебное заведение в моей жизни. Выбор этого направления был осознанным шагом. Некоторый приобретенный ранее жизненный опыт уже в сентябре первого года обучения подсказывал мне, что «дембель неизбежен». Поэтому, я жил сегодняшним днем и никогда не желал ускорить момент окончания семинарии и выпуска из нее.
Изначально я планировал поступать совсем в другую семинарию. Но так сложились обстоятельства, что оказался я именно здесь. И как тут не поверить в промысел и сердцеведение Божье! В этой семинарии я увидел наличие особо радующих меня уставных рамок. Ведь именно здесь есть возможность быть семинаристом и, при этом, оставаться молодым человеком. Известно, что ряд людей не поддерживают подобного либерализма в стенах духовного заведения. Но как же это полезно для становления целостной личности христианина. Возможность отдыхать, занимаясь спортом; дополнительно развивать в себе разного рода творческие дарования; упражняться в «живом», прикладном миссионерстве – все это и дает нам, православному студенчеству, право считать нашу духовную школу действительно Миссионерской.
Я уже сказал, что изначально знал о том, что придет время, когда придется распрощаться с любимой семинарией, с дорогими отцами-преподавателями, братьями и сестрами. Поэтому я особо ценил каждый день моего пребывания здесь. Даже на каникулы домой не особо спешил. Знал ведь, что домой обязательно вернусь. Однажды, во время обучения на втором курсе, я увидел сон, в котором был уже выпускником. В руках у меня находился диплом, и я твердо знал, что через десять минут я навсегда покину семинарию. А так рыдал во сне, что даже проснулся. Сейчас я уже дипломированный выпускник. Дома буду очень скоро. Но плакать не стану. Потому что теперь я точно знаю, что окончательно с семинарией не прощаюсь. Конечно, такого состояния вещей, какое было здесь, уже не будет. Зато просто и навсегда в сердце моем заструился питающий источник под названием – моя Семинария. Здесь я возрастал для будущей взрослой жизни, подготавливался к настоящему христианскому бытию.
Я рад. Рад каждому проведенному здесь дню, рад приобретенному здесь мироощущению, рад грядущей возможности поделиться с кем-то этим жизненным опытом. А всех дорогих мне людей не боюсь потерять единственно по той причине, что для всего множества рассеянных нас, есть Один Единый и Необъятный Христос. Через Него можно держать неразрывную невидимую связь со всеми. Так что главное теперь – не потерять Христа.
Выпускник богословско-миссионерского отделения иерейИгорь Мельникович .
Выпуск 2014 г.
Наш верный Друг, Помощник и Покровитель ведет нас неведомыми дорогами, предоставляя множество вариантов выбора жизненного пути. От нас зависит лишь решимость шагнуть в бесконечный водоворот суетных дней и забыть о Боге, или устремить свой взор к Единственному Источнику жизни. Как странно не звучит, но на мой выбор, касательно поступления в семинарию, повлияла очень необычная девушка из протестантской семьи адвентистов седьмого дня. Она поведала, что парни могут изучать богословские предметы!? И вот, я окунулась в поиски учебного заведения, который впоследствии стал моим вторым домом. Этот дом был наполнен уютом и теплом, ведь уже с первых дней своего пребывания я поняла, что жизнь в нем необычная. Началось все с того, что на лекциях преподаватели погружали нас в мир знаний, подкрепленный собственным опытом. Предметы были разнообразными, но все невидимой нитью были связаны с познанием Бога. С каждым днем мы открывали все новое и новое. И эта жизнь не ограничивалась, только обучением, у каждого была возможность реализовать себя творчески. Проявляя таланты, данные Богом, выпускники 2014 года раскрывались с каждым днем в различных направлениях. Театр отца Павла Рудь, открыл миру талантливую «актрису» иконописного отделения Марину Бабанскую, властелином семинарской библиотеки стал Дима Семелит, казалось, что он прочитал все книги. Ну а Владик Лоза наверняка мечтал побывать на Вселенских Соборах и окунуться в догматические, богословские споры великих отцов. Он был одним из первых, кто помог разобраться в вопросах зачета по догматике, преподавателем которой являлся наш наставник и заведующий богословско-миссионерским отделением протоиерей Александр Носенко. Я была поражена, что не только девчонки регентского отделения умеют плести четки, но и братья моего класса. Скорой помощью по ремонту был Максим Катеринчик; он мог среди ночи укротить стихию воды, тревожащую спокойствие жителей семинарии. Несомненно, список молитвенных подвижников возрастал, особенно в дни чтения псалтири. У нас были музыканты, хореографы и певцы. Невозможно забыть дни отдыха на природе, когда три отделения собирались вместе… Мы еще долго будем вспоминать туристические походы по холмам, морям, горам Украины, предводителем которых являлся преподаватель и проректор по воспитательной работе протоиерей Ростислав Денисюк. Он дал нам возможность ощутить силу природы, красоту и величие Божьего мира… Хотелось постоянно повторять «вся премудростию сотворил еси…». Единение с Богом так величественно и прекрасно, и ощущается в Соборности Церкви. Особенно в дни праздников и общих Причастий появлялось желание всегда пребывать в любви и согласии. И вот Семинария очередной раз выпустила своих птенцов в мир суеты и забот. Благодарю всех преподавателей и тех людей, которые заботились о нашей благополучной и безмятежной жизни в стенах Духовной школы.
Выпускница богословско-миссионерского факультета Чухацкая Алла
.
Выпуск 2015 г.
Для мене особисто, Полтавська Місіонерська Духовна Семінарія — це рідна домівка, де був закладений не тільки фундамент моєї духовної освіти, але і мене, як людини! За роки навчання в рідній Семінарії я зустрів відданих своєму покликанню викладачів і наставників та знайшов вірних друзів.
З особливим сердечним теплом і світлою душевною радістю згадаються мені проведенні роки в ПМДС, коли кожен день був по-своєму, по-особливому, чимось насичений. Кожен день ніс у собі свій настрій, свій колорит.
Згадуються викладачі, з котрими завжди можна було поговорити, порадитися, а іноді і пожартувати. Важко, чи краще сказати — неможливо сказати, що один викладач був кращий, а інший гірше, бо всі старалися вкласти нас знання, які були для нас тою водою, якою вони не жалкували ділитися зі своєї криниці знань, щоб кожен із нас міг потім продемонструвати неперевершені плоди їхньої праці.
Особлива атмосфера завжди панувала серед братії. Наш дорогий класний наставник, отець Ростислав, всіма своїми силами вчив нас цінувати життя в гуртожитку, де ми маємо навчитися взаєморозумінню, любові до ближнього, терпінню — і його праця не змарніла, але показала свої результати, за які ми завжди з синовньою любов'ю будемо вдячні своєму класному батьку.
Інші викладачі також нам стали рідними, але коли згадуєш владику Веніаміна, то згадуєш його любов до нас, бешкетників, котрі завжди намагалися цю любов випробувати. В нашій пам'яті він, архімандрит Веніамін, людина, котра ніколи не сидить на місці, а до останнього присвячує себе Духовній школі, якій він повністю віддає своє життя. І тому він, той люблячий батько, той птах, під крилами якого ми, його пташенята, можемо отримати теплий притулок любові в цьому суєтному світі.
Було б негарним вчинком забути і про наше сестринство. Наші дівчата — це вірні подруги, яких в дійсності не соромно назвати сестричками, хоча частіше їх порівнювали з Жінками-Мироносицями.
Власне кажучи — Семінарія — це справжня дружня родина; місце, яке не соромно назвати рідною домівкою!
Випускник богословсько-місіонерського факультету, студент ІI курсу Магістратури КДА Петролюк Юрій.
Выпуск 2016 г.
У каждого человека есть дорогие сердцу и люди, и места, где довелось побывать. Божиим промыслом, на моём жизненном пути такой вехой стала Полтавская миссионерская духовная семинария.
Без преувеличения могу сказать, что родная семинария является настоящим кладезем духовной мудрости. Она открывает каждому, кто стремится больше узнать о Боге, живой опыт Церкви. Здесь даётся живительная возможность подробно изучать Священное Писание, окунуться в Церковную историю, святоотеческое наследие, что так важно для будущего пастыря, а также есть все, чтобы стать хорошим регентом и иконописцем.
Одной из главных заслуг (за что не перестаю ценить семинарию) является сама атмосфера, в которой происходит процесс обучения, напоминающий, скорее, теплое общение. Каждый преподаватель с отеческой любовью старается передать максимум знаний как теоретических, так и практических. Любовь и Евангельская истина… Да, выслушать и посеять то семя, ради которого и существует духовное образование.
Ещё помню слова, сказанные на проповеди владыкой Вениамином, что друзья, обретённые в семинарии, остаются навсегда. Действительно, получая образование в стенах родной семинарии и проводя много времени со всеми «насельниками» духовной школы, образуется настоящее Братское единство, подобие семьи, в которой и пребывают драгоценные друзья по духу.
Также нельзя не вспомнить наш смешанный хор и его замечательного регента Елену Владимировну, которая стремилась, чтобы каждое песнопение было наполнено молитвенным переживанием «хвалящим Бога».
Помимо учёбы, в семинарии регулярно организовывались многие спортивные соревнования, культурные мероприятия, поэтические вечера, позволяющие каждому студенту раскрыть творческий потенциал и, не зарывая талантов, проявить себя на всеобщую радость и поддержку. Чего только стоит студенческий театр «Камертон», где главным и бессменным режиссером есть мой дорогой классный руководитель протоиерей Павел Рудь. Помнится, когда подходило время праздничного концерта в Актовый день, зал заполнялся многочисленными зрителями и желающими поучаствовать в этой сорадости.
Есть ещё много приятных воспоминаний о семинарских буднях, но все они свидетельствуют об одном: время, проведённое здесь – это чудесный период, питающий силы выпускников на многие годы.
Очень рад, что имел возможность получить здесь образование и жизненный опыт!
Многая лета!
Выпускник богословско-миссионерского факультета, студент ІI курса Магистратуры КДА Садовников Димитрий.